ТХАНКА (тибетск. тханг ка , санскр. пата ) - означает "знамя" , "плоский образ", "письмо" - живопись на холсте.

По преданию , традиция рисовать на ткани восходит к индийской живописи "пата" или непальской живописи на холсте "прабха" периода династии Пала (7 - 10 в.в.) , а та , в свою очередь, восходит к монашеской практике изображений на своей одежде или холсте.

На протяжении многих тысячелетий сложилась система строго установленных правил изображения персонажей огромного буддийского пантеона - иконографический канон.

Культовое произведение только тогда было священным для верующих, когда создавалось согласно требованиям этих канонов . которые содержат в себе соответствующие описания - садхана -содержащее точные сведения о внешнем облике божества, о его ориентации в пространстве и о способе его реализации.

Рассматривая тибетские танка , следует отметить ее характерные черты, обусловленные требованиями канона: плоскостность изображения, чаще всего строгая симметрия в композиции, яркая контрастная гамма, гибкий контурный рисунок, тесная взаимосвязь композиции и позы изображенных божеств.

Поза ( асана ) и положение рук ( мудра ) четко определены и несут конкретное смысловое значение. Описание поз , положение рук и атрибутов того или иного божества составляют основное содержание иконографических трактатов буддизма.

Согласно эстетике буддизма канон предусматривает и систему мер в изображении персонажей. У каждой иерархической группы - своя мера и набор обязательных признаков.

Тип телосложения, форма лица, глаз, асана и мудра - все в единстве определяет функциональную и сущностную характеристику образа, указывает на его положение в пантеоне.

Формой лица и глаз передают эмоциональное состояние персонажа, например: состояние созерцательной отрешенности от земных скверн у милостивых божеств выраженно удлиненной формой глаз, прикрытых веками, позы спокойные.

У гневных божеств глаза квадратные или круглые, налитые кровью, мощная фигура и руки, оскаленные пасти, стоящие дыбом волосы, истинный смысл всего - сила направленная на наше зло, на наши несовершенства, на злобных мар, сбивающих человека, на его пути к духовному пробуждению.

Чем выше было иерархическое положение персонажа в системе буддийского пантеона, тем красивее он изображался, воплощая в себе выработанное тысячелетиями представление о физически и духовно прекрасном человеке - центром Вселенной.

Танка предназначена для созерцания и воспринимается как опора для какой - либо определенной практики, а также особым образом зашифрованная программа последовательных медитативных действий.

Буддийское искусство особо сосредоточенно на анализе сознания, на единстве макрокосма и микрокосма, и всегда связанно с Дхармой (закон, доктрина, буддийское Учение).

Существуют основные виды танка живопись, аппликация, вышивка, мартан - танка ( красная), нагтан - танка ( черная), золотая (зербо).
Буддийское искусство многолико и разнообразно, по мере его распространения, оно впитало в себя искусство других стран, пристраивалось и перерабатывало местные культурные и народные традиции, вводя в свой пантеон новых божеств, которым поклонялись в этих странах, объявляя их защитниками людей и веры. В результате сложилось множество школ и стилей буддийской живописи.

В настоящее время различают:

- непальский - овальные вытянутые нимбы, фигуры в полный рост, характерный изгиб талии;
- центрально - тибетский или лабранский, ему свойственны богатство красок, тщательная выписка деталей;
- индийский - сложная композиция и пестрота материала;
- стиль Менри - самый тибетский стиль, изображения почти лишены индо - непальских черт;
- китайский - характеризуется смешением стилей.

Выражение " тибетская живопись " применяется не только к произведениям собственно тибетских авторов, но и к работам художников всего ареала распространения тибетского буддизма.

ТХАНКА-ЖИВОПИСЬ В СТИЛЕ КАРМА-ГАРДРИ.

Cтиль карма-гадри, или гадри, сформировался и расцвел в Восточном Тибете в XVI веке во времена VIII кармапы Микьё Дордже (1507–1554) при его непосредственном участии.

Первая часть названия «карма-гадри» — производное слова «кармапа», слог «га» (гар) означает путешествие или кочевой лагерь (такие временные поселения называли «лагерь кармапы, который украшает мир»). Последний слог «дри» означает процесс рисования.

В ХХ веке эта традиция танка-живописи получила свое продолжение и развитие на Западе благодаря выдающемуся тибетскому Мастеру Гега-ламе (1931–1998). Он являлся личным художником XVI кармапы Ранджунга Ригпе Дордже, который в 1978 году поручил Гега-ламе передавать традицию карма-гадри на Запад. Гега-лама многократно приезжал в Бельгию для проведения ретритов, где в 1981 году была издана его знаменитая книга Principles of Tibetan Art — исчерпывающее руководство по тибетской иконографии. Одной из его учениц была голландская художница Марианна ван дер Хорст-Лем, которую Гега-лама уполномочил продолжать традицию танка-живописи. Он завещал своей ученице «проводить ретриты, даже если будет всего один ученик…»

В 1993 году Марианна ван дер Хорст-Лем провела курс танка-живописи в России. С тех пор под ее руководством в России и на Украине состоялось пятнадцать художественных ретритов и почти 300 студентов приняли в них участие.

РАБОТЫ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ

 
О ТХАНКА
ХУДОЖНИКИ
МИХАИЛ КРЫЖАНОВСКИЙ
ТАТЬЯНА КРЫЖАНОВСКАЯ
АЛЛА ФАДЕЕВА
НАТАЛЬЯ МАЧС
ЛАРИСА РОЖНОВА
ВЕРА БОЧАНЦЕВА
ВИКТОРИЯ ЛОЖКАРЕВА
ИВАН ЧУКОВ
ИННА АНДЕРСОН
ВАДИМ ГУДКОВ
МАТЕРИАЛЫ
ССЫЛКИ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

 

Рейтинг@Mail.ru
 

Все права защищены. Сделано Elina* 2008

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz