|
ТХАНКА (тибетск. тханг ка ,
санскр. пата ) - означает "знамя" , "плоский
образ", "письмо" - живопись на холсте.
По преданию , традиция рисовать на ткани восходит
к индийской живописи "пата" или непальской
живописи на холсте "прабха" периода
династии Пала (7 - 10 в.в.) , а та , в свою очередь,
восходит к монашеской практике изображений на
своей одежде или холсте. На
протяжении многих тысячелетий сложилась система
строго установленных правил изображения
персонажей огромного буддийского пантеона -
иконографический канон.
Культовое произведение только
тогда было священным для верующих, когда
создавалось согласно требованиям этих канонов .
которые содержат в себе соответствующие
описания - садхана -содержащее точные сведения о
внешнем облике божества, о его ориентации в
пространстве и о способе его реализации.
Рассматривая тибетские танка ,
следует отметить ее характерные черты,
обусловленные требованиями канона:
плоскостность изображения, чаще всего строгая
симметрия в композиции, яркая контрастная гамма,
гибкий контурный рисунок, тесная взаимосвязь
композиции и позы изображенных божеств.
Поза ( асана ) и положение рук (
мудра ) четко определены и несут конкретное
смысловое значение. Описание поз , положение рук
и атрибутов того или иного божества составляют
основное содержание иконографических трактатов
буддизма.
Согласно эстетике буддизма
канон предусматривает и систему мер в
изображении персонажей. У каждой иерархической
группы - своя мера и набор обязательных признаков.
Тип телосложения, форма лица,
глаз, асана и мудра - все в единстве определяет
функциональную и сущностную характеристику
образа, указывает на его положение в пантеоне.
Формой лица и глаз передают эмоциональное
состояние персонажа, например: состояние
созерцательной отрешенности от земных скверн у
милостивых божеств выраженно удлиненной формой
глаз, прикрытых веками, позы спокойные.
У гневных божеств глаза
квадратные или круглые, налитые кровью, мощная
фигура и руки, оскаленные пасти, стоящие дыбом
волосы, истинный смысл всего - сила направленная
на наше зло, на наши несовершенства, на злобных
мар, сбивающих человека, на его пути к духовному
пробуждению.
Чем выше было иерархическое положение персонажа
в системе буддийского пантеона, тем красивее он
изображался, воплощая в себе выработанное
тысячелетиями представление о физически и
духовно прекрасном человеке - центром Вселенной.
Танка предназначена для созерцания и
воспринимается как опора для какой - либо
определенной практики, а также особым образом
зашифрованная программа последовательных
медитативных действий.
Буддийское искусство особо сосредоточенно на
анализе сознания, на единстве макрокосма и
микрокосма, и всегда связанно с Дхармой (закон,
доктрина, буддийское Учение).
Существуют основные виды танка живопись,
аппликация, вышивка, мартан - танка ( красная),
нагтан - танка ( черная), золотая (зербо).
Буддийское искусство многолико и разнообразно,
по мере его распространения, оно впитало в себя
искусство других стран, пристраивалось и
перерабатывало местные культурные и народные
традиции, вводя в свой пантеон новых божеств,
которым поклонялись в этих странах, объявляя их
защитниками людей и веры. В результате сложилось
множество школ и стилей буддийской живописи.
В настоящее время различают:
- непальский - овальные
вытянутые нимбы, фигуры в полный рост,
характерный изгиб талии;
- центрально - тибетский или лабранский, ему
свойственны богатство красок, тщательная
выписка деталей;
- индийский - сложная композиция и пестрота
материала;
- стиль Менри - самый тибетский стиль, изображения
почти лишены индо - непальских черт;
- китайский - характеризуется смешением стилей.
Выражение " тибетская живопись "
применяется не только к произведениям
собственно тибетских авторов, но и к работам
художников всего ареала распространения
тибетского буддизма.
ТХАНКА-ЖИВОПИСЬ В
СТИЛЕ КАРМА-ГАРДРИ.
Cтиль карма-гадри, или гадри,
сформировался и расцвел в Восточном Тибете в XVI
веке во времена VIII кармапы Микьё Дордже (1507–1554)
при его непосредственном участии.
Первая часть названия
«карма-гадри» — производное слова «кармапа»,
слог «га» (гар) означает путешествие или кочевой
лагерь (такие временные поселения называли
«лагерь кармапы, который украшает мир»).
Последний слог «дри» означает процесс рисования.
В ХХ веке эта традиция
танка-живописи получила свое продолжение и
развитие на Западе благодаря выдающемуся
тибетскому Мастеру Гега-ламе (1931–1998). Он являлся
личным художником XVI кармапы Ранджунга Ригпе
Дордже, который в 1978 году поручил Гега-ламе
передавать традицию карма-гадри на Запад.
Гега-лама многократно приезжал в Бельгию для
проведения ретритов, где в 1981 году была издана
его знаменитая книга Principles of Tibetan Art —
исчерпывающее руководство по тибетской
иконографии. Одной из его учениц была
голландская художница Марианна ван дер
Хорст-Лем, которую Гега-лама уполномочил
продолжать традицию танка-живописи. Он завещал
своей ученице «проводить ретриты, даже если
будет всего один ученик…»
В 1993 году Марианна ван дер
Хорст-Лем провела курс танка-живописи в России. С
тех пор под ее руководством в России и на Украине
состоялось пятнадцать художественных ретритов и
почти 300 студентов приняли в них участие.
РАБОТЫ
РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ |